Валерий Отставных: Почему «либеральная» Церковь патр.Алексия стала «консервативной» патр.Кирилла?

Да. Мы все ждали, что вот-вот начнется миссионерская реформация в РПЦ(МП) с приходом Кирилла, что начнется «миссионерское наступление», будут коренные изменения в самой организационной природе….Теперь я думаю, патриарх Кирилл изначально не был ни либералом, ни традиционалистом. Он был менеджером и конформистом.
Он, безусловно, будучи очень хорошо теологически подготовленным человеком, был тем богословом, про которых отцы говорили, мол, не тот богослов, кто много знает, а кто живет во Христе, «кто правильно молится, тот и богослов». Он был ученым, теологом, но богословом в высоком понимании этого слова — вряд ли. Над ним всегда довлели политика и оргвопросы. Они, я думаю, в конце концов и победили в Кирилле того умнейшего ведущего программы «Слово Пастыря».
В основе его политизации могла быть школа политизированного же Учителя — митрополита Никодима (Ротова), плюс искушение Западом в длительных командировках (он долгое время был Председателем отдела внешних сношений РПЦ (МП), неким Главой «церковного МИДа»).
Мы все гнали мысль в свое время о том, что Кирилл мог быть замешан в получении прибыли от торговли государства водкой и табаком, но он полностью «расчехлился», но после откровений генерала А.Коржакова , «исчезающих» часов «Брегет» и нанопыли, процесса над «ведьмами» из «Пусси Райот» и поддержки внешних военных агрессий Путина. Так что он, как я думаю, сменил «тренд». Сегодня востребованы «патриоты», «государственники», «духовноскрепители». Вот он и соответствует…
Но разве он и его окружение не понимают, что в Новой России, демократической, все это «аукнется всей Церкви?»
Я думаю, что руководство РПЦ (МП) считает, что она будет востребована любым политическим режимом. Жили, мол, и при Гитлере (в оккупации), и при Сталине, и при Путине… Это так. Человек всегда будет приходить в РПЦ (МП), другие религиозные организации за тем, что помогает ему жить – за верой, надеждой, любовью. Человек слаб и одинок. Ему нужна опора. В том числе, религиозная. Но если существующий режим падет и начнется строительство новой России, как правового, демократического государства, думаю, многие спикеры Церкви будут подвергнуты «общественной люстрации» и отодвинуты от всех государственных институтов. РПЦ (МП) будет удалена из армии, школы, системы высшего образования, из властных государственно-общественных структур. РПЦ (МП) будут поставлена в правовом смысле де-факто в равные условия со всеми другими религиозными организациями, и традиционными, и новыми.
Люди будут приходит в РПЦ, но вот интеллигенцию, интеллектуалов, думаю, РПЦ (МП) потеряла…И я не знаю, сколько времени и усилий ей понадобится для своей реабилитации. Ну а молодежь в Церковь за 25 лет существования «новой» страны так и не пришла. Во-первых, она чувствует фальшь очень остро, во-вторых, думаю, что за нее Церковь и «не боролась». Это малоплатежная социальная страта….Финансово-неперспективная….
А вот у бывших военных, сотрудников спецслужб тяга к Церкви есть. И большая. Многих можно видеть в храмах, кто-то даже принимает сан.
И я думаю, что дело здесь даже не в «обязаловке». Во-первых, как военные они чувствуют силу и понимают, что религия обладает силой подчас большей, чем сила ПЗРК или танковых армад, она может подвигнуть человека к героическим поступкам, основанным на сверхмотивации.
Сильных уважают, к ним тянутся. Кстати, с РПЦ (МП) пытаются дружить не только силовики, но и криминальные авторитеты. Все по той же причине. Чувствуют силу. И еще. Тоже касается, и силовиков, и бандитов …И те и другие хотят найти нравственное оправдание своей «работе».
Оправдать свои поступки, получить отпущение грехов…Это тоже тянет в храмы людей, державших оружие и убивавших… Для них РПЦ (МП) — это своего рода терапия. Кстати, как нам говорит классическое религиоведение, психотерапия – одна из важнейших функций любой религии.
Церковь останется и в Новой России, но вот, что это будет за образование –не знает точно никто…